Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВЕО - Гордость России » О ПРИЗНАНИИ ПОРОДЫ » Учебники


Учебники

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Пермский военный институт ВВ МВД России

Книга первая

Допущено Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве учебника для курсантов высших учебных заведений профессионального образования МВД России, а также для офицеров и младших специалистов Базовых центров служебного собаководства, учебных частей и подразделений, организующих обучение специалистов-кинологов и подготовку служебных собак.

Данный учебник имеет своей целью обобщение достижений современной кинологии и обеспечение получения системных знаний в области служебной кинологии специалистами органов и войск МВД России. В учебнике рассматриваются теоретические и методологические основы служебной кинологии, подробно излагаются методики специальной подготовки собак, тщательно проработаны вопросы применения собак в оперативно-служебной деятельности органов и войск МВД России, а также детально раскрываются условия размещения, содержания и сбережения служебных собак.

Учебник подготовлен под общей редакцией начальника ГУВД Пермской области генерал-лейтенанта внутренней службы, кандидата экономических наук Сикерина В. Г., авторским коллективом в составе: генерал-майора, доцента Погорелова В. И.; полковника, кандидата биологических наук, доцента Шалабота Н. Е.; полковника Севодняева В. М.; полковника милиции Колчина С. В.; кандидата сельскохозяйственных наук, доцента Семенова А. С.; доцента Гурдина В. В.; кандидата биологических наук, доцента Касимова В. М.; кандидата биологических наук Костициной Н. В.; полковника Шарипова А. Н.; подполковника Камалова А. Ю.; майора Дычека М. Л.; капитана Бочкарева С. В.

Рецензенты: заведующий кафедрой биогеоценологии и охраны природы Пермского государственного университета, заслуженный эколог РФ, профессор, эксперт-кинолог первой категории Воронов Г. А.; начальник базового центра служебного собаководства Зотов В. Н.

0

2

вставляю выборочно..
Генетика доместикационного поведения

Один из таких аспектов — проблема доместикации предка собаки. Важнейшее условие доместикации состоит в преодолении детерминированной генами поведенческой особенности диких зверей, которую разные исследователи называют дикостью, выражающейся в чрезвычайной осторожности, тревожной готовности к бегству, затаивании, трусости, боязни всего нового и страхе перед человеком (антропофобия). Об антропофобии следует сказать особо. Утверждение о ее врожденности нельзя признать обоснованным. Это утверждение возникло, очевидно, в силу того, что антропофобия лишь формируется, причем с закономерным постоянством, на основе врожденных психофизиологических особенностей диких животных. Весьма обширные фактические данные этологических исследований на птицах, приматах, копытных, грызунах, хищниках и самом человеке показывают, что фобия на любые объекты зависит от обучения. Так, даже мать и сибсы (братья и сестры), незапечатленные своевременно однопометником, вызывают у него испуг. У волка — ближайшего родственника собаки антропофобия проявляется в очень широком диапазоне: от утраты при содержании в неволе до градации фобии в зависимости от возраста, пола и вооруженности человека.

Таким образом, селекция доместицируемых животных на терпимость (толерантность) к человеку, на устранение антропофобии означает, что в популяции селектируемых животных увеличивается частота генов, контролирующих психофизиологические признаки, на основе которых за счет средовой приобретенной компоненты поведения и формируется этот признак.

Здесь же представляется уместным остановиться еще на одном заблуждении, касающемся вклада генетического и средового компонента в поведении псовых. Распространенным является представление, согласно которому считается, что охотничье пищедобывающее поведение волка, включающее преследование, убийство и поедание жертвы, имеет врожденную природу. Однако очень тонкие наблюдения Я. К. Бадридзе, проведенные на 47 прирученных волках, 5 семьях диких волков и 28 бродячих собаках, показали результат, расходящийся с указанным представлением. Я. К. Бадридзе приходит к следующему заключению. Во врожденном репертуаре волка отсутствует хищническое поведение, под которым подразумевается генетически детерминированный комплекс реакций, направленный на преследование, убийство и поедание жертвы.

У неопытных, ненаученных щенков встреча с потенциальной жертвой вызывает исключительно исследовательскую активность. При приближении жертвы к волчонку у него развивалась пассивно-оборонительная реакция, а при удалении — преследование и схватывание. В случае сопротивления жертвы развивалась агрессивная реакция со всеми компонентами, в результате чего жертва умерщвлялась.

Съедение жертвы наблюдалось только при случайном повреждении шкуры, чему пред шествовало тщательное вынюхивание и вылизывание поврежденных мест. Если шкура не повреждена, то щенки теряли к убитой жертве всякий интерес. При депривации охоты до двухлетнего возраста в поведении волка нет преследования жертвы, т. е. условия, лишающие возможности научиться охоте, приводят к утрате врожденных элементов охоты. Автор этих наблюдений заключает, что отсутствие жесткой генетической детерминации хищнического поведения дает у псовых возможность формирования оптимальных индивидуальных навыков пищедобывающего поведения, которые развиваются путем проб и ошибок. Таким образом, преследование и схватывание потенциальной жертвы не является частью хищнического пищедобывающего поведения, а является проявлением исследовательской активности.

Однако вернемся к анализу процесса доместикации. Другой стороной дикости наряду с трусостью и боязнью является агрессивное поведение, возникающее в ситуации, когда животному некуда бежать от опасности. И боязнь, и агрессия в процессе доместикации должны быть преодолены или трансформированы в такой степени, чтобы животное было способно сосуществовать с человеком.

Большой вклад в исследования генетического контроля реакции животных на человека внесли Д. К. Беляев и его последователи, ведущие работу по селекции лисицы на терпимость человека. Лисица обычно пугливое животное с выраженным инстинктом бегства, которое сменяется агрессивной реакцией при критическом сокращении дистанции. Однако в популяции лисиц, служившей исходным материалом для селекции, наблюдалась дисперсия поведения по отношению к человеку. Частота агрессивных животных составляла 30%, испытывающих страх — 20%, злобно-трусливых — 40%, спокойных, лояльных, толерантных к человеку — 10%. В этой популяции проводилась селекция, в результате которой формировались две линии: одна с резко выраженной агрессивной реакцией, другая с терпимостью к человеку. Отбор оказался успешным. Он повысил долю особей соответствующего поведения более чем в два раза, что свидетельствует о генетической компоненте в поведении по отношению к человеку.

При скрещивании между собой этих крайних по поведению линий лисиц полученные гибриды характеризовались изменчивостью поведения — от крайне выраженной агрессивности до чрезвычайно дружелюбного отношения к человеку, со значительным превышением этих показателей в родительских линиях. Кривая частоты распределения признаков по всему массиву гибридов имеет хорошо выраженный двухвершинный характер. При возвратном скрещивании гибридов на родителя с ручным типом поведения значительно большая часть потомков обладала дружелюбным поведением. А при возвратном скрещивании на родителя из агрессивной линии — чрезвычайно агрессивным поведением.

Этот результат наряду с быстрым расхождением селектируемых популяций свидетельствует о том, что данная форма поведения контролируется небольшим количеством локусов (очевидно, не более двух), а значительная дисперсия объясняется влиянием генов-модификаторов на порог реакции по отношению к человеку.

Сопоставимые результаты были получены на серой крысе, американской норке, речной выдре. Так, например, в исходной популяции речной выдры, отловленной из естественных условий дикой природы Сахалина, соотношение животных по формам поведения по отношению к человеку составило: с реакцией страха — 80%, с агрессивной реакцией — 10% и терпимые к человеку — 10%. За три поколения разведения в неволе соотношение указанных фенотипов трансформировалось в сторону увеличения доли особей, терпимых к человеку (37,1), а трусливых и агрессивных составило 52% и 11%.

Закономерности доместикационного поведения были исследованы на домашних животных. Так, сравнительный анализ овец выявил породную специфичность полиморфизма доместикационного поведения. Селекционно продвинутые породы, т. е. заводские, высокоспециализированные по продуктивности породы, отличаются высокой частотой поведения доместицированного типа, достигающей, например, у остфризской породы 86%. У неспециализированных пород наблюдается выраженное оборонительное поведение, и животные такого «дикого» класса преобладают (77% — 95%). Полагается, что полиморфизм такого доместикационного поведения в заводских породах формировался в результате естественного отбора по устойчивости к стрессовым условиям содержания и селекции по продуктивности.

Отличие собаки от других домашних животных состоит в том, что ее селекция велась преимущественно по поведенческим признакам, она не является продуктивным животным (т. е. не производит какие-либо полезные для человека материальные продукты), ее полезные качества как в процессе одомашнивания, так и дальнейшего использования — это особенности поведения.

Остановимся на наиболее значимых и изученных с точки зрения наследования поведенческих признаках собаки.

Поведенческие признаки при межпородной гибридизации

Классическую работу по изучению генетики поведенческих признаков разных пород собак провели Скотт и Фулер. Исследованию подверглись чистопородные собаки: жесткошерстные фокстерьеры, коккер-спаниели, басенджи, колли, биг-ли. Однако наиболее интересные и многочисленные эксперименты были проведены на коккер-спаниелях и басенджи.

Коккер-спаниели характеризуются дружелюбием и низкой агрессивностью к человеку, Басенджи, наоборот, весьма агрессивны и, в отличие от первых, в возрасте 6 недель очень боятся человека: при его появлении убегают, скулят, а загнанные в угол проявляют агрессию. Кроме того, басенджи очень мало лают. Осуществлена большая программа скрещивания этих пород, которая включала реципрокные и возвратные скрещивания, результаты которых обобщены в табл. 4.

Таблица 4. Характеристика басенджи и коккер-спаниелей (Эрман и Парсонс, 1984)

Гибриды первого поколения по поведению сходны с басенджи, поэтому авторы предполагают, что эти поведенческие признаки определяются одним или большим числом генов. Сопротивление ограничению свободы объясняется различием по одному гену без доминирования. Интерпретация результатов осложняется тем, что между двумя возможными типами гибридов первого поколения имеются значительные различия. Гибриды от самки басенджи и самца спаниеля, а также от самки спаниеля и самца басенджи обнаруживают сходство с их матерями, что говорит о возможности материнского эффекта.

Тестирование агрессивности в игре у гибридов не подчиняется простой закономерности. Предположено, что этот поведенческий признак контролируется двумя генами без признаков доминирования, но не исключается и более сложный тип наследования.

Наследование способности к лаю

Способность к лаю оценивалась в тесте, когда двум щенкам давали возможность в течение 10 мин. бороться за обладание костью. На рисунке 7 показаны результаты по всем 5 породам. Больше всех лают коккер-спаниели, меньше всех — басенджи. Как было установлено, этот признак имеет две составляющие: 1 — порог стимуляции, провоцирующий лай (он очень высок у басенджи и низкий у спаниеля);

2 — длительность лая (басенджи лает короткими сериями без повышения общего возбуждения, спаниели лают непрерывно и сильно возбуждаются). По порогу стимуляции лая гибриды оказались похожими на спаниеля, что говорит о доминантности в наследовании низкого порога с участием одного гена, хотя не исключается более сложное, с большим числом генов, наследование. По признаку длительности лая гибриды первого поколения занимают промежуточное положение по отношению к родителям, а гибриды второго поколения похожи на гибридов первого, что свидетельствует о моногенном наследовании без доминирования. Таким образом, по перечисленным признакам наследование оказалось преимущественно промежуточным между менделевским и полигенным.

Особенности наследования пассивно- и активно-оборонительной реакции

Существенный вклад в генетику поведения собак внес отечественный ученый Л. В. Крушинский, начавший эти исследования еще с конца 30 годов. Так, он один из первых, кто исследовал влияние уровня возбудимости нервной системы на поведение, в частности, на оборонительную реакцию.

Эта зависимость исследовалась на двух породах собак. Для гибридологического анализа были использованы гиляцкие (восточно-сибирские) лайки и немецкие овчарки. Поведение собак обеих пород характеризовалось отсутствием пассивно-оборонительного поведения (трусости), но гиляцкие лайки обладают малой возбудимостью, а немецкие овчарки — высоковозбудимые, что обнаруживалось в специальных тестах. Гибриды первого поколения (25 особей) обнаружили хорошо выраженную пассивно-оборонительную реакцию (рис. 8).

У собак возбудимость наследуется как доминантный или полудоминантный признак.

Анализ результатов показывает, что генетически обусловленные реакции поведения могут не проявляться в фенотипе животного при малой его возбудимости. Но у гибридов, унаследовавших пассивно-оборонительную реакцию от гиляцких лаек (она не проявляется в силу малой возбудимости, но при фармакологической стимуляции возбудимости — хорошо выражена) и повышенную возбудимость от немецких овчарок, регулярно обнаруживали признаки страха. Пассивно- и активно-оборонительное поведение наследуется независимо друг от друга, а проявление этих двух поведенческих признаков у одной особи формирует своеобразное злобно-трусливое поведение.

Рис. 7. Различия в особенностях лая у собак разных пород. Вокализация в тестах на доминирование при тестировании щенков в разном возрасте (Эрман и Парсонс, 1984)

А. Среднее число звуков лая.

Б. Процент лающих животных.

БА — басенджи, БИ — бигли, КС — коккер-спаниели, Ш — шотландские овчарки, ВД — волкодавы.

Рис. 8. Наследование поведенческих реакций и возбудимости у собак разных пород (по Крушинскому, 1991)

Указанные на рисунке обозначения относятся ко всем родословным.

1 — пассивно-оборонительная реакция; 2 — активно-оборонительная реакция; 3 — одновременное наличие обеих оборонительных реакций; 4 — отсутствие обеих оборонительных реакций.

Самцы — гиляцкие лайки.

Самки — немецкие овчарки.

Убедительно был показан вклад генетической и средовой (условия содержания и воспитания) составляющей в формировании оборонительного поведения немецких овчарок и эрдельтерьеров. Собаки обеих пород (272 особи) воспитывались в разных условиях: одна группа — у частных лиц без изоляции от внешнего мира, другая — в питомниках с известной изоляцией от внешних условий.

При изолированном воспитании процент особей, имеющих пассивно-оборонительную реакцию, увеличивается у обеих пород, но значительно резче — у немецких овчарок по сравнению с воспитанием у частных лиц (таб. 5).

Таблица 5. Проявление и степень выраженности пассивно-оборонительной реакции (ПОР) у собак разных пород, воспитанных в различных условиях (по Л. В. Крушинскому, 1991)

В отношении активно-оборонительной реакции были получены результаты, обнаруживающие ослабление проявления реакции в условиях изоляции по сравнению с содержанием у частных лиц (таб. 6).

Таблица 6. Проявление и степень выраженности активно-оборонительной реакции (АОР) у собак разных пород, воспитанных в различных условиях (по Л. В. Крушинскому, 1991)

Таким образом, условия изоляции усиливают проявление пассивно-оборонительной реакции, но ослабляют активно-оборонительную реакцию. Вместе с тем хорошо прослеживается межпородное различие оборонительных реакций, указывающих на их генетическую компоненту.

Оценка частоты выраженности активно-оборонительной реакции по методу Крушинского у 5 пород овчарок (таб. 7), живущих в условиях чабанских бригад, ранее не обученных караульной службе и изолированных от обученных собак, при имитации нападения позволила по проявлению реакции расположить породы в следующем порядке: среднеазиатская овчарка, кавказская овчарка, южнорусская овчарка, немецкая овчарка, колли. Это сравнительное исследование хорошо иллюстрирует направленность селекции по поведению этих пород собак. Вместе с тем следует отметить, что агрессивное поведение имеет как минимум две составляющие, каждая из которых детерминируется своей генетической системой. Было установлено, что при селекции на ручной тип поведения и снижение агрессии к человеку у крыс межсамцовая агрессия не меняется, и по этому признаку ручные и дикие крысы не различаются во всех исследованных поколениях селекции. Не обнаружено отличий между ручными и агрессивными к человеку крысами по числу животных, которые убивают подсаженных к ним мышей. Эти данные указывают на то, что генетические системы, контролирующие межсамцовую агрессию и агрессию на человека, являются различными.

Уместно заметить, что и у собак можно проследить избирательность агрессивных реакций по отношению к разным объектам, и в этом случае, очевидно, речь также может пойти об их различной генетической природе.

Таблица 7. Проявление и степень выраженности активно-оборонительной реакции (АОР) у собак разных пород (из Н. Г. Андриановой и др., 1992)

Обозначения:

ЗО — злоба отсутствует;

ЗЛ-1 — злоба, лай первой степени;

ЗЛ-2 — злоба, лай второй степени;

ЗЛ-3 — злоба, лай третьей степени;

ЗХ-1 — злоба, хватка первой степени;

ЗХ-2 — злоба, хватка второй степени;

ЗХ-3 — злоба, хватка третьей степени (максимальная выраженность злобы).

Наследование способности к обучению

Способность обучаться, приобретать новый жизненный опыт — несомненно, генетически детерминированное свойство. Так, сравнительный анализ двух филогенетически различных групп хищников: псовых и кошачьих показывает, что их пищедобывающее поведение сильно отличается по генетическим задаткам. У псовых, как говорилось выше, убийство жертвы не входит во врожденный репертуар поведения, и им необходимо этому обучаться. Эволюция кошачьих характеризуется крайне узкой специализацией. Представители этого семейства без исключения убивают жертву смертельным укусом в область шеи. Стереотип смертельного укуса — врожденное свойство поведения кошачьих. Экспериментальным путем продемонстрирована самостоятельность его нейрофизиологического механизма, и локализованы центры, запускающие смертельный укус в среднем мозге. У кошек инстинкт преобладает над приобретенными навыками. Известно, что кошки с трудом поддаются дрессировке. Опыты по выработке классического условного рефлекса у кошек часто приводят к формированию условной реакции страха, и проведение эксперимента становится невозможным. Поэтому способность к обучению у этих животных изучена в основном на инструментальных реакциях с положительным подкреплением.

Убедительные данные о генетическом контроле за скоростью приобретения навыков получены на крысах. В течение семи поколений удалось произвести селекцию из одной популяции двух субпопуляций «глупых» и «умных» крыс по скорости прохождения лабиринта и количеству ошибок, что указывает на значительную генетическую изменчивость способности к обучению. В дальнейшем из обеих линий крыс сформировали три группы, из которых одна группа выращивалась в обычных условиях; вторая — в условиях, ограничивающих познавательную активность; третья — в обогащенной для познания среде. Межлинейные различия по способности обучаться обнаружились только у второй группы (рис. 8).

Рис. 8. Результаты обучения в лабиринте «умных» и «глупых» крыс, выросших в ухудшенных, обычных и улучшенных условиях.

Наблюдается четкое различие показателей обучения в случае нормальной среды. Различие почти целиком исчезает при росте крыс в ухудшенных и улучшенных условиях (Фогель и Мотульски, 1990)

Эти наблюдения показывают, что хорошими условиями содержания и умелой дрессировкой можно и у посредственного по задаткам животного существенно улучшить способности к обучению, а плохими условиями и неумелой дрессировкой нанести вред реализации даже очень хороших задатков. Представляется, что для кинолога эти результаты весьма поучительны как с точки зрения отбора по способностям к обучению, так и по созданию условий содержания и обучения.

Экспериментальный анализ способности собак к обучению обнаруживает положительную достоверную связь между успешностью обучения и общим уровнем двигательной активности. На способность обучаться существенное влияние оказывает мотивационная сфера. Так, собаки, имеющие врожденную склонность носить предметы, обучаются и самой апортировке, и всему, что с ней связано, чрезвычайно легко. Это в известной степени отражает избирательную сторону способности к обучению.

Генетическая детерминация элементарной рассудочной деятельности

Исследования элементарной рассудочной деятельности, проводимые Л. В. Крушинским, у животных разных таксономических категорий обнаруживают между ними значительные различия. Кроме, того, выявлена большая индивидуальная изменчивость этого поведенческого признака. Проведен генетический анализ элементарной рассудочной деятельности у крыс на примере способности к экстраполяции направления движения раздражителя. Сопоставление разных генотипов показало, что животные лабораторных линий не способны к решению этой задачи, а дикие крысы и гибриды от скрещивания с лабораторными эту способность обнаруживают. Посемейный анализ и оценка наследуемости у гибридов показывают, что различие в элементарной рассудочной деятельности имеет существенную генетическую компоненту.

Однако попытка селекционно получить линию крыс с более высокой, чем исходная, способностью к экстраполяции не была успешной. На этом основании сделано предположение, что элементарная рассудочная деятельность определяется сложным коадаптированным генным комплексом, поддерживаемым естественным отбором. Содержание животных на протяжении множества поколений в клетках приводит к распаду этих комплексов, в результате чего снижается уровень элементарной рассудочной деятельности. Вместе с тем оценки элементарной рассудочной деятельности у собак показывают достаточно высокий уровень ее развития. Однако показатель этой деятельности у волка все же может быть оценен выше, чем у собак, что продемонстрировали экспериментальные исследования, организованные Л. В. Крушинским. Очевидно, благодаря именно этим преимуществам волк очень быстро вытесняет одичалых собак из тех мест обитания в дикой природе, которые они занимают в отсутствие волка при его уничтожении человеком.

Наследственность и социальная иерархия

Генетической составляющей в формировании иерархической структуры сообщества у стайно живущих псовых и у собак, в частности, принадлежит значительная роль. Так, степень выраженности иерархии хорошо прослеживается среди разных пород, что прежде всего характеризует их генетические различия. Слабо выраженная иерархия является результатом длительного отбора со стороны человека, при котором браковались наиболее агрессивные особи, препятствующие включению в стаю новых собак. Собаки, у которых в этом направлении не проводился отбор (басенджи, фокстерьеры и др.), характеризуются отчетливо выраженной доминантностью. Но особенно ярко иерархия проявляется у диких видов, в частности, у волка, так как такое поведение обеспечивает структурированность сообщества, его управляемость и успешность борьбы за территориальные и прочие ресурсы жизнедеятельности.

Генетическая предрасположенность занимает значительное место в формировании у псовых таких специфических свойств поведения, как поиск по запаховому следу, апортировка (поноска), а у собак — пастушьи способности.

Наследование поведения, связанного с запаховой ориентацией

Так, для собак весьма характерна чрезвычайно высокая чувствительность к продуктам жизнедеятельности животного организма (пот, кровь, моча, экскременты, секреты пахучих желез и др.), так как это информация о пищевом объекте, жертве, сородичах. В то же время, те объекты окружающей среды, которые не имеют существенного значения для жизнедеятельности организма собак, не вызывают своим запахом реакции. К таким объектам, например, относятся растения. Вместе с тем у кошачьих известна реакция на растение котовник кошачий. Реагируют на него приступом возбуждения даже львы. Причем определен и описан аутосомный ген, контролирующий реакцию кошачьих на это растение. Но кроме высокой обонятельной чувствительности, под контролем генов находится способность и заинтересованность к поиску по запаховому следу. Специальные исследования на немецкой жесткошерстной легавой позволили оценить, что наследуемость заинтересованности в следовой работе составляет 40%.

Весьма интересные результаты по изучению врожденной склонности поиска по запаховому следу получены на щенках немецкой овчарки. Установлено, что эта способность проявляется к двухмесячному возрасту (в некоторых случаях даже у 45-дневных щенков) с дифференцировкой индивидуального запаха. Щенки отличали запах прокладчика следа от запаха других людей. Причем было установлено, что помет щенков от производителей с высокими рабочими качествами существенно превосходил в поиске по запаховому следу помет щенков родителей, нестабильно работающих и не пригодных к розыскной службе. По прошествии 1–2 лет щенки от производителей с высокими рабочими качествами сохранили свой поведенческий задаток работы по запаховому следу.

Наследственная склонность к апортировке

Анализ апортировочного поведения, проведенный Л. В. Крушинским, убедительно демонстрирует его генетическую составляющую. Прежде всего, в специальных экспериментах по научению апортировке, исключающих возможность влияния предшествующих навыков (для этого предмет для апортировки подвешивался на шею, и схватывать его нужно было только в определенных ситуациях), была показана весьма существенная дисперсия этого поведенческого признака при явной зависимости в быстроте обучения в направлении от простого к сложному варианту апортировки. Если данной конкретной собаке требовалось многократное повторение в первом варианте, то усложнение условий апортировки относительно пропорционально увеличивало количество повторений упражнения, и наоборот.

Скрещивание кобеля немецкой овчарки с выраженным апортировочным поведением с двумя суками (немецкой и среднеазиатской овчарки), не проявляющими наклонности к апортировке, показало, что в одном помете из двух потомков один проявлял резко выраженное стремление носить во рту предметы, а у другого это свойство отсутствовало. В помете второй суки из шести щенков два имели выраженное апортировочное поведение. Предшествующий помет этой же суки из пяти щенков, но уже от кобеля кавказской овчарки, не обнаружил такого поведения. Исследование еще одного помета немецких овчарок, у которого родительница имела навязчивую склонность носить во рту мелкие предметы (щепки, соломинки), — один из трех щенков имел такую же склонность. Автор счел возможным говорить о доминантном характере наследования способности к апортировке, однако скорее всего это неполное доминирование.

В подтверждении наследования этого поведенческого признака указывается, что некоторые породы, в частности, ретриверы, склонны чрезвычайно легко обучаться апортировке, поэтому и используются для подноса убитой дичи. Приводятся данные по сиамским кошкам. От скрещивания апортирующей и нормальной кошки был получен котенок, носящий в зубах поноску.

Наследственность и пастушье поведение

Исследование пастушьей способности осуществлено, как и во многих предыдущих случаях, гибридологическим методом. В частности, проводилось скрещивание немецких овчарок с пастушьим инстинктом и среднеазиатских овчарок, не обладавших пастушьим инстинктом. Получены следующие результаты. При спаривании между собой среднеазиатских овчарок их потомство не обнаруживало пастушьего рефлекса. Спаривание немецкой и среднеазиатской овчарок давало до 72% потомков с пастушьим поведением, а спаривание немецкой овчарки с немецкой овчаркой — до 94% потомков имели пастушье поведение. Предполагается, что это является результатом неполного доминантного наследования пастушьего инстинкта.

О закономерностях гибридизации волка и собаки

Генетическая детерминация поведения особенно остро обнаруживает себя в попытках гибридизации волка и собаки. Основная причина таких попыток состоит в стремлении улучшить рабочие качества собак, в частности, силу, выносливость, смелость, злобность, чутьистость и др.

Случаи получения гибридов с высокими рабочими качествами, описанные в старой литературе, не отличаются достоверностью. Тщательные целенаправленные исследования гибридизации волка с собакой дают основания утверждать, что гибриды первой генерации непригодны для использования в какой-либо работе, так как пугливы, своенравны, не поддаются дрессировке — выполняют команды, преимущественно находясь на привязи, а спущенные с нее становятся очень неуверенными, перестают повиноваться. У них явно доминируют поведенческие признаки волка, а трусость проявляется даже в большей степени.

Гибриды второго поколения также мало пригодны к использованию, но среди них все же в силу расщепления встречаются отдельные особи с относительной управляемостью. И только гибриды третьего и последующих поколений возвратного скрещивания на собаку начинают обнаруживать приемлемые рабочие качества. Владельцы таких гибридов отмечают у них значительно большую остроту обоняния, слуха и зрения.

Вместе с тем, как отмечают исследователи, слишком велики трудозатраты на селекцию, выращивание, содержание и воспитание гибридов, и достижение указанной цели такими средствами вряд ли оправданно. Также необходимо иметь в виду, что гибридизация, как правило, осуществляется стихийно, непродуманно и чаще всего бесконтрольно. Гибриды первой, второй и, в известной мере, третьей генерации потенциально опасны и вредны. Потеряв хозяина, они, в отличие от собак, не ищут общения с человеком и, не имеющие навыков самостоятельной жизни, в частности, охоты на диких зверей, промышляют домашними животными. По мнению некоторых ученых, при гибридизации слияние двух сильно различающихся геномов приводит к утрате стабильности вновь полученного генома (гибридный дисгинез), и первым его показателем являются аномалии поведения.

Приведенный в настоящей главе материал не претендует на исчерпывающую полноту изложения генетических основ поведения. Главные задачи состояли в том, чтобы выявить генетическую сторону того феномена, который называется поведением; показать, почему в список селектируемых признаков включены поведенческие, и дать повод для размышлений о последствиях ослабления внимания к селекции по поведению; продемонстрировать, почему при отборе собак по врожденным задаткам рабочих качеств (рекомендации по ним будут рассмотрены в главе 7) важно своевременно осуществить тестирование щенков, то есть исключить маскировку этих задатков приобретенным опытом; понять, почему от гибридизации волка и собаки не следует ожидать кардинального улучшения рабочих качеств. И, наконец, следует сказать, что осведомленность в вопросах генетики поведения в конечном итоге должна явиться существенным вкладом в профессиональную подготовку кинологов.

0

3

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТБОРУ СОБАК ПО РАБОЧИМ КАЧЕСТВАМ

Работа собаки складывается из многих компонентов, однако большинство видов служебной деятельности включает в себя работу по чутью. Под чутьем понимается способность животных к поиску запаховых объектов. Наиболее сложный вид данной деятельности — это проработка следа человека.

Для работы надо отбирать здоровых собак, с хорошо развитыми органами чувств. Однако хорошее зрение, слух и обоняние не определяют успех поиска. Не менее важными факторами, влияющими на результативность поиска, являются общая способность собаки к обучению, внимательность, умение ориентироваться и оптимально передвигаться в пространстве (реализация элементов рассудочной деятельности), а также заинтересованность собаки в выполнении требуемых действий, в данном случае — в поиске запаховых объектов и проработке цепочки следов.

Тесты на различных животных (млекопитающих и птицах) показали, что способность к обучению коррелирует с общей двигательной активностью, ориентировочно-исследовательской активностью (положительная корреляция), уровнем эмоционального статуса (отрицательная корреляция с выраженностью эмоции страха, т. е. чем лучше животное обучается, тем менее оно мотивируется в защитно-оборонительных ситуациях и тем лучше мотивируется голодом). Было высказано предположение, что в основе этого лежит множественный эффект какой-то общей группы генов, которые также контролируют порог возбудимости нервной системы и содержание нейроактивных соединений в плазме крови и тканях гипоталамуса (серотонина и норадреналина). Однако корреляция этих свойств со способностью к обучению не всегда проявляется или проявляется по-разному при обучении на основе оборонительного и пищевого поведения, и существует точка зрения, что эти комбинации признаков носят фенотипический характер. Тем не менее, корреляция признаков существует, и ряд тестов, предлагаемых для отбора собак, основан именно на комбинации данных свойств.

Наследственную основу различий в обучении предлагают также искать в генетически детерминированных особенностях безусловных рефлексов и прежде всего в уровне пищевого рефлекса как основного модулятора функциональной активности нервной системы. Наличие же генетической корреляции между уровнем функциональной активности нервной системы и способностью к выработке условных рефлексов доказано.

Поиск запаховых объектов и проработку цепочки следов можно рассматривать как элементы охотничьего поведения. Сюда же можно отнести способность вести борьбу, захватывать и нести жертву. Эти отдельные элементы присутствуют не только в охотничьем (пищевом) поведении, но и в социальном (половом, родительском и т. д.), т. е. практически в каждом инстинкте есть собственно поисковое поведение, а также такие элементы, как захват чего-либо, пробежка и т. д. Как связаны между собой эти отдельные элементы — малые инстинкты, присутствующие в больших инстинктах (по К. Лоренцу)? Скорее всего они относительно независимы и могут взаимодействовать. Теперь посмотрим, как представлены данные элементы (малые инстинкты, инструментальные действия) в больших инстинктах.

Большие инстинкты обладают своей собственной спонтанной активностью, мотивации накапливаются, и если животное не получает извне каких-либо адекватных стимулов, открывающих соответствующее поведение, животное начинает активно искать данные стимулы или может производить действия «вхолостую». Рассмотрим пищевое поведение. По мере нарастания голода хищник (волк или собака) начинает все более активно и настойчиво вынюхивать и рыскать в поисках добычи. Когда объект охоты найден, т. е. собака его увидела или учуяла его след, она начинает его гнать, хватать и рвать. Сами перечисленные здесь элементы (вынюхивать, рыскать, гнать, хватать и рвать — малые инстинкты) также обладают своей собственной спонтанностью, т. е. если животное долго не совершало данное действие, оно активно ищет ситуацию, которая стимулирует и заставляет произвести именно это действие, а не какое-либо иное. К. Лоренц пишет, что у волка или собаки спонтанное возникновение элементарных побуждений (вынюхивать, рыскать, гнать, хватать, рвать), в соответствии с широко распространенным принципом естественной экономии, должно быть настроено приблизительно на те требования, какие предъявляет к ним голод в естественных условиях. Если постепенно удовлетворять голод, предъявляя в то же время животному объект охоты, то сначала оно перестанет есть пищу, затем перестанет убивать добычу, затем бегать за ней и играть с ней.

Количество спонтанно возникающих инстинктивных действий всегда приблизительно соответствует ожидаемой потребности: самое обильное «перепроизводство» инструментальных действий должно проявляться там, где менее всего можно предсказать их количество, необходимое для видосохраняющей функции всей совокупности действий. Ведь неизвестно, сколько должна рыскать собака в природе, прежде чем она получит возможность выполнить заключительные действия охоты — убить и съесть добычу. Чем ближе к завершающей точке, к удовлетворению потребности, тем ниже спонтанность действий, т. е. спонтанная активность убывает в ряду: вынюхивать, рыскать, гнать, хватать, рвать. В соответствии с этим, можно ожидать, что у собаки, у которой хорошо представлены «инструментальные» действия, обслуживающие завершающие акты охоты, будут представлены и действия из начала данной цепочки. Необходимо только помнить об относительной независимости этих компонентов, что не обязательно предполагает их хорошее развитие и одновременное созревание у одной особи, тем более, что домашняя собака подвергалась очень сильному разнонаправленному давлению искусственного отбора.

Если при наборе собак на службу желательно проверить наличие у нее нужных составляющих комплекса охотничьего поведения, то для племенных собак это делать просто необходимо, поскольку данные поведенческие качества передаются по наследству. Многие, стоя у клетки с волками, наблюдали, как те часами могут совершать пробежки вдоль решетки, т. е. у волков (детей природы) очень высока спонтанная активность первых фаз охотничьего поведения (волка ноги кормят). В общей массе у собак нет такой потребности в движениях, как у волков. Вполне резонно предположить, что потребность и заинтересованность в поиске как таковом у собак большинства служебных пород ниже, чем у их диких предков. Сделать так, чтобы служебные собаки были служебными не только по названию, вернуть им потерянные рабочие качества — задача племенного разведения.

Исходя из изложенных выше соображений, предлагается несколько тестов, ряд из которых требует дополнительной проверки. Отдельная работа должна быть выполнена по определению возраста созревания функций, т. е. оптимального возраста тестирования собаки тем или другим способом.

Следует оговориться, что наличие способностей у собаки еще не является гарантией ее успешной служебной деятельности — плохой дрессировкой можно свести на нет любые способности.

Ниже предлагаются более или менее сложные методы проверки собак, причем предпочтение оказывается простым и доступным способам.

Данные проверки заносят в карточку служебной собаки в виде оценки или описания соответствующих поведенческих реакций. Карточку заполняют при дальнейшей дрессировке собаки.

0

4

7. Проверка обоняния и склонности щенков к поиску

Готовят 5 банок (можно хорошо вымытых кофейных) с перфорированными крышками и размещают в произвольном порядке (рис. 17).

Рис. 17. Схема размещения банок при проверке обоняния щенков

Щ — место выпуска щенков

М — банка с мясом

В одну банку помещают кусочек мяса, на ее крышку кладут 5 или более листов фильтровальной бумаги. Выпускают выгулянного и голодного щенка и определяют время поиска банки с мясом. Если щенок не может найти банку, убирают 1 лист бумаги (если нужно, то 2, 3 и т. д.). Учитывают время поиска банки и количество листов, прикрывающих крышку.

Данный тест хорош тем, что позволяет довольно точно количественно оценить остроту обоняния щенка (количество листов фильтровальной бумаги равно остроте обоняния в баллах). Возможно, есть необходимость в начальный период отработать данный тест на щенках собак тех пород, которые имеют острое обоняние и склонность к поиску (охотничьих, например, спаниелях и т. д.).

8. Тест на способность щенков к следовой работе

На небольшом незаслеженном участке прокладывает четкий след человек, хорошо знакомый щенку. Щенка приносит или привозит в ящике помощник и выпускает на участке. Щенок начинает обследовать местность и натыкается на след. Склонные к следовой работе щенки сразу же идут по следу и находят знакомого человека.

9. Тест с прерванным мостом

Этот тест пригоден для молодых собак, которые ищут по следу знакомого человека.

На небольшом участке прокладывает след знакомый человек (помощник). В центре участка стоит широкий прерывающийся мост (рис. 18).

Рис. 18. Прерванный мост при проверке склонности собаки к следовой работе

Ч — след человека

С — возможный маршрут движения собаки

Дойдя до конца моста, помощник прыгает как можно дальше и уходит с участка. Собаку подводят к началу следа и пускают по нему. После моста след обрывается.

Оценивают способность собаки решить поставленную задачу и скорость ее решения.

10. Оценка злобности собаки

Злобность собаки оценивают при проверке преобладающих реакций поведения. Злобным собакам отдают предпочтение при наборе на службу, связанную с работой по чутью. Если не выявляли преобладающих реакций, злобность оценивают при создании конфликтных ситуаций с посторонним человеком (см. главу 4).

11. Оценка оборонительного комплекса поведения щенков

Оборонительный поведенческий комплекс у собак полностью созревает к 2–3 годам, в раннем возрасте мы можем оценить лишь склонность щенка к развитию данного комплекса в активной или пассивной форме. Эти тесты пригодны для 1–3-месячных щенков собак служебных пород.

До проверки желательно понаблюдать за щенком в течение часа и убедиться, что его поведение свободно от элементов неуверенности, а также апатии и флегматичности:

а) поместите щенка в пустую комнату и войдите туда сами. Проследите, как ведет себя щенок:

— подбегает к вам с поднятым хвостом, тычет носом в ноги;

— не проявляет к вам интереса или подбегает с опущенным хвостом;

— поджимает хвост и отбегает в сторону;

б) начинайте двигаться по комнате, щенок в этот момент:

— бежит за вашими ногами с поднятым хвостом, рычит и хватает вас за ноги;

— бежит за ногами с опущенным хвостом или не обращает на вас внимания;

— отбегает в сторону;

в) опуститесь перед щенком на корточки, затем резко поднимитесь и снова присядьте:

— щенок спокойно следит за вашими маневрами или лает на вас, но быстро успокаивается;

— щенок испытывает замешательство, отбегает или продолжительно лает, но затем подходит к вам;

— не обращает на вас внимания;

— щенок пугается и отбегает с поджатым хвостом или непрерывно лает;

г) несколько раз громко хлопните в ладоши над головой щенка:

— щенок следит за вами или несколько раз лает, не испытывая страха;

— щенок пугается, отбегает, лает, но через некоторое время успокаивается;

— щенок убегает с поджатым хвостом, непрерывно лает или скулит;

— щенок не обратил внимания на хлопки;

д) уроните в непосредственной близости от щенка связку ключей:

— щенок резко оборачивается, лает, подходит к ключам и нюхает их, пытается с ними играть;

— щенок отбегает, лает, успокаивается, но к ключам не подходит или подходит через длительное время;

— щенок пугается, убегает, скулит, неудержимо лает;

— щенок не заметил упавших ключей,

е) помашите газетой над головой щенка:

— щенок следит за газетой, взлаивает и пытается ее поймать;

— щенок чуть приседает, отбегает, лает или не смотрит на газету;

— щенок убегает с поджатым хвостом, скулит или неудержимо лает;

ж) возьмите щенка в руки, переверните его на спину и постарайтесь удержать в таком положении:

— щенок пытается освободиться, рычит и хватает вас за руки;

— щенок хочет перевернуться, лижет вам руки или спокойно лежит на руках;

— щенок вертится, пищит, непрерывно лает, а затем замирает в руках.

Предпочтение отдают щенкам, не проявившим страха или нервозности — истерического облаивания, демонстрации позы подчинения, убегания от источника угрозы, а также сильной апатии. Для большинства нормальной будет считаться либо ориентировочно-исследовательская с легким оттенком агрессивности, либо индифферентная реакция на действия человека.

Надо помнить, что отдельно взятый тест не дает представления о поведении щенка, и только анализ его реакций в нескольких ситуациях позволит оценить его задатки. Желательно брать щенка, в ответах которого есть 1-й или 2-й вариант (с преобладанием 1-го), и нежелательно, если присутствует только 3-й или 4-й вариант.

12. Проверка хватки собаки

Оценивать молодых собак и щенков можно таким образом. Помощник придерживает щенка на коротком поводке. Другой помощник или хозяин играет с ним, предлагая сначала палочку, затем тряпку. Палочка и тряпка в каждом конкретном случае должны быть новыми.

Оценивают желание играть с предметами, крепость хватки, время удержания добычи.

13. Оценка склонности к апортировке

С собакой играют предметом, бросают его и оценивают, насколько охотно собака его берет и несет.

Излишне склонных к апортировке собак обычно не берут для дрессировки в минно-розыскной службе.

14. Оценка типологических особенностей ВНД собаки

Точно оценить типологические особенности ВНД собаки вне лабораторных условий невозможно, на это уходит от 6–7 месяцев до 2 лет. Возможно лишь получить представление о силе процессов возбуждения и торможения и их подвижности. При подборе собак для работы наиболее важно оценить силу процессов возбуждения, т. к. собаки со слабым типом ВНД непригодны для служебной деятельности, они быстро утомляются, сильные раздражители тормозят их деятельность, у них легко возникают срывы и неврозы и т. д.

Между реакциями поведения собаки и типом ее ВНД существует определенная зависимость, выраженная в условных единицах:

Из приведенного выше сравнения видно, что собаки без пассивно-оборонительной реакции почти все имеют сильный тип ВНД, т. е. собаки, не проявившие трусости при выявлении преобладающих реакций поведения, имеют сильные процессы возбуждения. Пассивно-оборонительная реакция маскирует тип ВНД.

Для большинства собак можно ограничиться выявлением силы нервных процессов, но у производителей желательно приблизительно определить их уравновешенность и подвижность, т. к. сила и уравновешенность нервных процессов передаются как по отцовской, так и по материнской, а подвижность — по материнской линии.

Приблизительно определить тип ВНД можно после выявления преобладающих реакций поведения, удобно это сделать в группе собак. Собаки должны уметь выполнять команду «сидеть» или «лежать».

Собак выводят, привязывают их на таком расстоянии друг от друга, чтобы они не могли достать своего соседа. Хозяева отходят. Помощник в дрессировочном костюме имитирует нападение на собак, дразнит их, вызывая активно-оборонительную реакцию, а затем быстро убегает. Подходят хозяева, отвязывают собак, гладят их, подают команды «место», «лежать» («сидеть») и быстро отходят на 3 минуты.

Реакции собак оценивают по 5-балльной шкале и заносят в протокол:

По реакции на помощника в дрескостюме оценивают силу процессов возбуждения, по выдержке — силу тормозных процессов (выдержка более 3 минут характеризует собак с сильными процессами торможения), по угасанию активно-оборонительной реакции и переключению на другой вид деятельности — подвижность нервных процессов. Данные испытания желательно проводить в сравнении с «эталонными» собаками, у которых известен тип ВНД.

Оценить тип нервной системы можно по двигательным натуральным условным рефлексам с использованием пищевого раздражителя — миски с едой.

Собаку привязывают к стойке с динамометром или просто пружиной. Собака должна быть голодной. Ставят в 2 метрах перед собакой миску с едой, которую постепенно приближают. Силу возбуждения оценивают по нарастанию двигательной реакции при усилении воздействия пищевого раздражителя, силу торможения — по скорости и полноте угасания двигательной реакции на стоящую перед собакой миску с едой, подвижность процессов — по восстановлению угашенной реакции при отодвигании миски. Все исследование занимает несколько минут. Данное приспособление предварительно надо калибровать при испытании «эталонных» собак с известным типом ВНД.

Следует отметить, что в различных системах рефлексов — пищевых и оборонительных — могут проявляться несколько различные свойства протекания нервных процессов, что зависит от доминирующей мотивации собаки.

В процессе дрессировки животных можно уточнить типологические особенности их нервной системы. Силу возбуждения определяют по работоспособности собаки, которую не затормаживают наказания, силу торможения — по быстроте и точности выработки дифференцировок при выборке вещи, человека, подвижность нервных процессов — по легкости переключения при смене хозяев, обстановки и т. д. и скорости угашения нежелательных связей.

Следует учитывать, что у щенков сила нервных процессов много ниже, чем у взрослых собак, а также то, что силу нервных процессов можно тренировать и менять в нужную сторону.

В заключение следует отметить, что недоучет каких-либо факторов, как-то: недомогания, невыгулянности собаки и др. может замаскировать и даже исказить результат испытания собаки. Оценку собаки по рабочим качествам нужно производить комплексно, рабочие качества отобранных для службы собак уточнять в ходе их дрессировки.

ГЛАВА 8
ОТБОР СОБАК ПО ЗДОРОВЬЮ И ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

В кинологической практике органов и войск МВД России комплектование штатной численности рабочего и племенного поголовья производится за счет собак, выращенных в базовых центрах служебного собаководства (войсковых питомниках), закупаемых в клубах служебного собаководства или непосредственно у граждан, а также принятием собак на баланс от кинологов, желающих проходить службу с собственными собаками.

Отбор, определение пригодности и закупка собак осуществляются комиссионно. Отбираемые для служебного предназначения собаки должны иметь крепкий костяк, хорошо развитую мускулатуру, правильный постав конечностей, здоровые зубы, хорошее обоняние, зрение, нормальный шерстяной покров. Кроме того, они не должны иметь генетических аномалий, пороков, болезней и недостатков, исключающих служебное применение. Возрастной состав приобретаемых собак определяется с учетом их предназначения. При зачислении на курс дрессировки возраст собак может быть в пределах от 10 до 24 месяцев.

Оценка здоровья и физической готовности собаки

Здоровье и физическая тренированность — это важнейшие качества собаки, имеющие большое значение для ее успешного обучения и практического применения на службе.

Накопленный опыт подготовки кинологов и собак в специальных школах, базовых центрах служебного собаководства и учебных подразделениях показывает, что в ряде случаев направляемые на учебу собаки подобраны без объективной оценки их здоровья и физических данных.

По этой причине многих животных уже в первом периоде подготовки приходится лечить от разных болезней или выбраковывать, уделять больше внимания не дрессировке, а их физической подготовке и закаливанию. Отсюда значительно снижаются эффективность обучения и качество подготовки служебных собак.

Здоровье собаки определяется отсутствием у нее болезней, пороков и аномалий различного характера, в том числе имеющих наследственную природу, а также физических, психических и нейрогуморальных дефектов, затрудняющих нормальные взаимоотношения организма с окружающей средой и снижающих их работоспособность.

Признаки, характеризующие уровень здоровья животного:

— уравновешенность с окружающей средой;

— функциональные резервы реагирования на различные воздействия;

— широта адаптивных возможностей;

— уровень работоспособности.

Для определения состояния здоровья собаки сначала производится общий осмотр животного, а затем детально обследуются некоторые наиболее важные органы и системы органов.

Общий осмотр целесообразно проводить в светлое время дня (лучше на утреннем кормлении). Здоровая собака, как правило, всегда подвижная, веселая, имеет ясный цвет глаз, блестящую шерсть, прохладную и влажную мочку носа, выверенные и плавные движения, рабочую упитанность. Цвет слизистых оболочек носа, рта и глаз бледно-розовый. Цвет мочи в зависимости от корма бывает от бледного до темно-коричневого. Температура тела у взрослых собак 37,5–39,0°C, у молодых 38–39,2°C. После работы, особенно в жаркую погоду, температура повышается. Норма пульса у собак служебных пород (немецкая овчарка, среднеазиатская овчарка, кавказская овчарка, ротвейлер) в покое 70–80 ударов в минуту; при значительной нагрузке пульс 110–140 ударов в мин.; нагрузках, близких к предельным, — 180–200 ударов в мин. Дыхание 12–18 дыхательных движений в минуту.

Нормы клинических и биохимических показателей крови собаки (по В. Рихтеру, 1982 г.)

Важным показателем здоровья собаки является аппетит. О нем можно судить, наблюдая за животным в процессе кормления. Собака с нормальным аппетитом поедает корм охотно, но без особой жадности. Чрезмерная жадность в еде наряду с плохой упитанностью, как правило, бывает у животных, страдающих глистными инвазиями или нарушениями обменных процессов, а также пораженных хроническими медленно текущими инфекциями (бруцеллез, кампилобактериоз, лептоспироз, листериоз, туберкулез и др.).

Для учета состояния здоровья собак, зачисленных в дрессировку, дальнейшего совершенствования их физической формы кинологам необходимы теоретические знания, характеризующие физическое развитие, физическое состояние и физическую подготовленность животных, а также практические навыки и методики тренировочных занятий.

Практика подготовки служебных собак показывает, что качество обучения, работоспособность и результативность применения их во многом зависят от физической готовности животного.

К сожалению, достаточно разработанного и научно обоснованного определения физической готовности служебных собак пока нет.

Вместе с тем многочисленные описания жизни ближайших видовых родственников собаки в природе (волк, койот, шакал) свидетельствуют о том, что их нормальное развитие и выживание связаны с выполнением значительных физических и психологических нагрузок. Так, по данным Ф. Моуэта, тундровый волк в поисках добычи способен в течение одних суток пробегать от 50 до 70 миль. С. Г. Аксаков в своих «Записках ружейного охотника» упоминает о том, что во время гоньбы верхом на лошади по первому снегу (глубина до двух с половиной четвертей) волк может бежать без отдыха 10–15 верст. Поданным В. В. Козлова, волк в течение ночи совершает переходы в 50–60 км.

Другим примером не меньшей выносливости представителей семейства псовых могут служить ездовые собаки Севера, лучшие упряжки которых в экстремальных условиях способны преодолевать до 80 км в сутки при скорости 6–7 км/час и с полезной нагрузкой в нартах на одну собаку 25–40 кг (Ф. Н. Андреев, 1986).

Опыт служебного применения собак-ищеек показывает, что они должны обладать достаточным запасом энергии, чтобы преследовать нарушителя по запаховому следу на расстоянии до 30 км и после того, как он будет настигнут, иметь запас сил вести борьбу с ним до прихода кинолога (С. И. Снигирев, В. П. Покорняк, 1990).

Пройдя значительный исторический отрезок времени рядом с человеком, собака для себя сделала много полезных приобретений.

Вместе с тем за последние полвека человек, создав тепличные условия для размещения и содержания собак, нанес значительный урон их физическому развитию и здоровью.

Причиной тому — содержание собак в благоустроенных квартирах, отсутствие в условиях города дрессировочных площадок для подготовки и физического развития животных, недостаток времени у владельцев для создания собакам необходимых физических нагрузок. Даже служебные собаки в течение суток получают двигательную нагрузку не более 3–4 км.

В качестве исходных рекомендаций предлагается следующее:

Физическая готовность служебной собаки — это определенное физическое состояние животного, обеспечивающее высокую работоспособность и результативность применения его в реальных условиях служебно-боевой деятельности, а также характеризующееся степенью устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Основным эффективным средством обеспечения физической готовности служебных собак являются всевозможные физические упражнения, приемы, действия общего и специального курсов дрессировки (далее физические упражнения), так как в результате их целенаправленного применения в процессе тренировки достигается многостороннее воздействие на организм животного.

Формирование физической готовности — это процесс перехода организма из одного состояния в другое, более совершенное. Данный процесс протекает за счет прогрессивных функциональных, морфологических и биохимических изменений в организме животного. Функциональные изменения заключаются в совершенствовании деятельности нервной системы, системы кровообращения, дыхания и других систем организма.

Морфологические изменения состоят в укреплении и совершенствовании структуры системы органов движения, в положительных тканевых и клеточных усовершенствованиях.

Биохимические изменения заключаются в активизации метаболических процессов, которые позволяют быстро мобилизовать и превратить химическую энергию в механическую, что обеспечивает двигательную активность животного.

Физические упражнения всегда влияют одновременно на многие показатели физического состояния собаки, так как все системы органов взаимосвязаны.

Вместе с тем вполне возможно использовать упражнения для воздействия на отдельные стороны физического состояния животного.

Под физическим состоянием служебной собаки следует понимать совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность животного.

Физическое развитие характеризуется морфологическими особенностями собаки, прежде всего строением тела и развитием костно-мускульного аппарата.

Функциональное состояние организма собаки характеризуется степенью функциональной полноценности всех внутренних органов и систем, их устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, а также наличием или отсутствием каких-либо заболеваний.

Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.

Влияние физических упражнений на физическое развитие собаки

В результате систематического применения физических упражнений строение тела собаки претерпевает значительные изменения, которые затрагивают не только опорно-двигательный аппарат и внешние признаки (экстерьер), но и функциональные показатели.

Правильное и регулярное использование физических упражнений обеспечивает прежде всего укрепление системы органов движения (удлинение, утолщение и повышение прочности костей; повышение прочности и увеличение эластичности связок; укрепление и увеличение массы мышц).

Вследствие укрепления двигательной системы животного уменьшается возможность его травмирования как в обычных условиях, так и при больших физических нагрузках.

Под влиянием физических упражнений увеличиваются окружность и подвижность грудной клетки, улучшается работа легких и сердца, повышаются аппетит и интенсивность обмена веществ.

Таким образом, улучшение физического развития создает необходимые предпосылки для полноценного проявления функции всех органов и систем организма животного, положительно влияет на проявление и развитие двигательных способностей собаки.

Именно поэтому самое серьезное внимание необходимо уделять физическому развитию щенка с самого раннего возраста. Физическое упражнение оказывает сильное влияние на признаки и свойства молодого организма и является важным фактором совершенствования породы.

Влияние физических упражнений на функциональное состояние собаки

Под воздействием физических упражнений совершенствуются функции нервной системы. Это выражается в увеличении силы процессов возбуждения, торможения их смещенности (подвижности) и уравновешенности, что и обеспечивает более совершенную регуляцию со стороны нервной системы всех других органов и систем организма.

Физические упражнения увеличивают силу сокращения сердечной мышцы и повышают ее выносливость, в результате чего общая работоспособность сердца повышается, значительно улучшается кровоснабжение, а с ним и питание тканей, органов и систем.

Происходят благоприятные изменения и в составе крови: стабилизируется количество эритроцитов и лейкоцитов, повышается содержание гемоглобина. Это обеспечивает увеличение кислородной емкости крови и повышение ее защитных свойств.

Деятельность органов дыхания под влиянием физических упражнений становится более экономной в покое и при больших нагрузках. При этом повышаются резервные возможности при максимальных нагрузках и сокращается период восстановления после нагрузок.

Физические упражнения обеспечивают также совершенствование обменных процессов в организме. В мышцах увеличивается содержание основного энергетического вещества — гликогена, а также других веществ. Энергетические вещества в мышцах расходуются более экономно, окисление продуктов расщепления происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется.

Все эти благоприятные функциональные изменения, происходящие под влиянием физических упражнений в организме животного, способствуют укреплению здоровья, обеспечивают высокую работоспособность, создают предпосылки повышения уровня надрессированности и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Влияние физических упражнений на физическую подготовленность служебной собаки

Физическая подготовленность служебных собак совершенствуется под воздействием систематического применения всевозможных упражнений. Это находит отражение в повышении уровня развития выносливости, силы, быстроты и ловкости, в формировании и совершенствовании у животного разнообразных двигательных навыков. В результате целенаправленного применения физических упражнений улучшается координация деятельности мышц и функции всех систем, обеспечивающих формирование устойчивых двигательных навыков.

Под влиянием физических упражнений усиливается взаимодействие между нервной системой и другими системами организма, возникают условные связи, позволяющие сформировать и довести до автоматизма те или иные двигательные навыки, обеспечивающие результативное применение собак в реальных условиях служебно-боевой деятельности.

Таким образом, улучшая физическое развитие, функциональное состояние организма, повышая физическую подготовленность, физические упражнения, приемы и действия общего и специального курса дрессировки являются основным средством обеспечения физической готовности служебных собак к эффективному обучению и применению их по предназначению.

Развитие физических качеств служебных собак

Успешное использование собак по категориям их служебного применения (патрульно-розыскные; нарко-розыскные; специальные; караульные) во многом определяется физиологическим состоянием организма животного и его физической подготовленности.

Проведенные исследования методик дрессировки служебных собак в полевых условиях показали, что объемы нагрузок на ткани, органы и системы органов животного можно значительно увеличить развитием у него физических качеств на специальных занятиях и тренировках.

Многие приемы и навыки специальной дрессировки собак зависят от развития и функционального состояния сенсорных систем животного. Так, например, уникальные способности собак воспринимать запаховую информацию в окружающей среде, оценивать ее и строить адекватное поведение по отношению к источнику и носителю запаховой информации требуют значительных сенсорных, психических и нервно-мышечных напряжений.

Проработке сложных запаховых следов в большей степени способствует наличие у собак активной поисковой реакции, что требует хорошей физической подготовки. Физически слабое животное, особенно в жаркую погоду, сравнительно быстро устает и вследствие нехватки организму кислорода начинает учащенно дышать открытой пастью, что, естественно, в значительной мере снижает качество принюхивания и активность поисковой реакции животного. Возможный путь, позволяющий существенно снизить этот недостаток, — регулярные физические упражнения, выполняемые при дефиците поступления в организм кислорода.

Безотказная работа собаки в разнообразных условиях местности, в различной обстановке, в разное время суток и года возможна только при условии натренированности собаки к длительным нагрузкам.

Поэтому одной из задач дрессировки и тренировки служебных собак является развитие и совершенствование их физических качеств.

Следовательно, занятия должны быть хорошо продуманы и спланированы. Характер вводимых упражнений и виды совершенствования различных навыков должны соответствовать требованиям практики использования собак.

Методически правильное использование упражнений, приемов и действий общего и специального курса дрессировки позволяет создать физическую нагрузку, которая может оказать положительное воздействие на развитие у собаки необходимых физических качеств.

Физические качества — это свойства организма собаки, обеспечивающие его двигательную деятельность. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость.

0


Вы здесь » ВЕО - Гордость России » О ПРИЗНАНИИ ПОРОДЫ » Учебники